Как получить услуги Росреестра в электронном виде
Директор Уполномоченного МФЦ Московской области, Михаил Анисимов, рассказывает о том, как получить услуги Росреестра в электронном виде и что для этого необходимо сделать.
По итогам 2018 года в многофункциональных центрах Московской области было принято более 22 миллионов обращений. Услуги какого ведомства оказались наиболее востребованными?
Михаил Анисимов: Из такого большого числа более 3,5 миллионов обращений пришлось на услуги Росреестра. Это и осуществление кадастрового учета, и регистрация права собственности, и предоставление сведений из ЕГРН и т.д.
Услуги Росреестра можно получить исключительно в МФЦ?
Михаил Анисимов: Нет. Существует несколько способов помимо посещения МФЦ: отправка документов почтой, посещение офисов Росреестра и кадастровой палаты, заказ выездного обслуживания и подача в электронном виде.
Что необходимо для того, чтобы получить услугу в электронном виде?
Михаил Анисимов: Для того, чтобы оформить услуги через личный кабинет на сайте Росреестра необходимо иметь подтвержденную учетную запись в ЕСИА. Создать и подтвердить ее можно в любом МФЦ. Далее в разделе личного кабинета «Услуги и сервисы» есть возможность выбрать нужное из нескольких разделов, к примеру, «Кадастровый учет» или «Регистрация права».
А что необходимо для заполнения заявления?
Михаил Анисимов: Для заполнения заявлений необходимы персональные данные заявителя, которые выгружаются из ЕСИА, данные об объекте недвижимости, документы в электронном виде и электронная подпись.
Для чего нужна электронная подпись?
Михаил Анисимов: Электронная подпись предназначена для идентификации лица, подписавшего электронный документ, и является аналогом собственноручной подписи. Сформированный комплект документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и/или государственной регистрации прав и представляемых в форме электронных документов, электронных образов документов, должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.
Есть ли какие-то ограничения для представляемых документов?
Михаил Анисимов: В случае представления для осуществления государственного кадастрового учета и/или государственной регистрации прав документов в форме электронных документов, электронных образов документов такие документы представляются:
в форме электронных документов, если Федеральным законом от 13.07.2015 № Ф218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что такие документы при их представлении в форме документов на бумажном носителе должны быть представлены в подлиннике (один экземпляр таких документов должен быть подлинником), в том числе если такие документы выражают содержание нотариально удостоверенной сделки;
в форме электронных документов или электронных образов документов, если Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что такие документы при их представлении в форме документов на бумажном носителе могут быть представлены в виде копии без представления подлинника.
Документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и представляемые в форме электронных документов, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченных на то лиц, сторон договора или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц в установленных законодательством Российской Федерации случаях.
Заявление может подать не только сам заявитель, но и уполномоченные лица. Но что касается нотариусов?
Михаил Анисимов: Заявление и прилагаемые к нему документы представляются нотариусом в орган регистрации прав в форме документов на бумажном носителе или посредством отправления в электронной форме, в том числе в форме электронных образов таких документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса. При этом удостоверительная надпись на сделках и свидетельствуемых документах может быть совершена и другим нотариусом, не удостоверявшим сделку.
Если возникнут вопросы при заполнении заявления, по каким каналам связи можно обратиться?
Михаил Анисимов: Для таких ситуаций существует Единый справочный телефон 8-(800)-100-34-34, также человек может задать свои вопросы в разделе «Помощь и поддержка» на сайте Росреестра.